Постоянные читатели

четверг, 17 февраля 2011 г.

История сотворения Арды

Начнем-с краткий экскурс по истории мира Толкиена...

Три кольца эльфам, под небом поющим.
Семь колец гномам, в пещерах живущим.
Девять - для смертных могучих мужей.
Одно - Властелину на чёрном престоле.
В Мордоре где вековечная Тьма
Чтобы всех отыскать, воедино созвать
И волей единою чёрной сковать.
В Мордоре, где вековечная Тьма....

    В начале был Илуватар (Эру), "отец всего". Единый и сущий, пребывавший в одиночестве в Чертогах Безвременья. И создал он своей волей айнуров, каждому из которых открыл часть своих мыслей, и одарил их тремя музыкальными темами, зримое воплощение которых назвалось Ардой. И разделились айнуры на Аратаров (тех кто остался с Эру) и валаров (тех кто отправился в Арду), и в новом мире обиталищем валаров стал остров Валинор. Из числа валар выделился самый сильный и гордый - Моргот, который решил прибрать свежесозданный мир к своим рукам. За Морготом увязались и некоторые майары, сильнейшим из которых был Саурон. Далее последовали бесконечные войны, к которым постепенно подключились создаваемые рассы. Но Моргот был повержен, его царство уничтожено, а Cаурон избежал кары валар. Прикинувшись погибшим, Саурон подбил народы средиземья создать систему колец, после чего в тайне от всех в недрах горы Арадруин выковал последнее, самое главное кольцо, подчинявшее себе другие.
    Сотворение Арды осталось в баснословном прошлом, давно минули три эпохи Средиземья, и мир сейчас уж совсем не тот, но хоббиты живут там же, где и жили, — на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначально — этого по-прежнему никто не ведает, хотя догадкам и домыслам не счесть числа. И по-прежнему в старинных семействах водится обычай разузнавать о былых временах и дальних странах у эльфов, гномов и людей.   
    Описание мироустройства иначе называется естественной историей, или естествознанием. Естественная история включает и собственно историю, и географию, и зоологию, и многие другие науки. Посему в этой книге географические сведения соседствуют с историческими, а за жизнеописанием кого-либо из эльфов, гномов пли хоббитов нередко следует рассказ о диковинном растении или животном. Небесная твердь и мировой океан, Негасимое Пламя и круги мироздания, континенты и острова, протяженность рек и горных цепей, народы, языки и обычаи — в этой книге содержатся самые разнообразные (и всегда достоверные) сведения из истории Арды.
    Разумеется, естественная история Арды была бы неполной без упоминания о силах, сотворивших этот мир и управляющих им, — об Илуватаре, об айнурах, валарах и майарах. Ведь Арда есть не что иное, как воплощенное Видение Илуватара, возникшее по его воле из песни айнуров, чтобы стать пристанищем Детей Единого и прочих живых существ. Для обитателей Арды айнуры и валары — боги; вернее, божества, ибо у них нет ни всемогущества, ни всеведения (тем и другим обладает лишь Илуватар, истинный бог, бог-творец). В этой книге рассказывается обо всех валарах, от Манвэ до Эстэ, и обо всех их деяниях в Амане и в Средиземье, от возведения Светильников до окончательной победы над Мелькором.
Что же касается обитателей Арды, то среди всех больших и малых народов, ее населяющих, наособицу стоят хоббиты. Да, конечно, эльфы, люди и гномы пришли в Арду гораздо раньше (о хоббитах до середины Третьей эпохи никто и слыхом не слыхивал); да, хоббиты не возводили королевские чертоги и могучие укрепления, не изобретали письменность, не искали славы на поле брани и не бросали вызов Мелькору. Тем не менее в этой книге о хоббитах говорится много и подробно, и по справедливости — ведь если бы не они, Четвертая эпоха Средиземья была бы совершенно иной.
    Как известно, начальные главы Алой Книги Западных Пределов написаны хоббитом Бильбо Торбинсом, впервые прославившим свой народец в большом мире. Впоследствии эту книгу многократно дополняли — и хоббиты (прежде всего — племянник Бильбо, Фродо Торбинс), и люди, и даже эльфы, со слов которых записаны легенды Первой и Второй эпох Средиземья. Потому-то Алая Книга столь многолика, потому-то столь разнятся между собой ее главы, и наметанный глаз без труда отличит в ней хоббитскую руку от руки эльфийской или человеческой.

1 - Валинор; 2 - Эльдамар; 3 - Хелкаркасе; 4 - Ангбанд; 5 - Белирианд; 6 - Иллуин; 7 - Утумно; 8 - Куйвиэнен; 9 - Альмарен; 10 - Великая Пустыня; 11 - Ормал; 12 - Нуменор; 13 - Зачарованные Острова; 14 - Тол-Эрессеа.

2 комментария: